10.04.2025 Кемеровский областной суд апелляционным определением отменил решение Заводского районного суда г. Кемерово, которым «Преображенскому мужскому монастырю Колпашевской Епархии Русской Православной Церкви (Московский патриархат)» (далее – Монастырь) было отказано в признании права собственности на специализированное транспортное средство (трактор К-703).
Изначально Монастырь обратился в суд с требованием к продавцу трактора, жертвователям, оплатившим его покупку, и его номинальному собственнику, о признании сделок купли-продажи трактора недействительными и признании права собственности на него за Монастырем.
Основанием иска являлись обстоятельства, свидетельствующие о воле жертвователей приобрести имущество для Монастыря, а не для его должностного лица, а также явная мнимость договора отчуждения трактора по цене в тысячу раз меньшей его стоимости.
Адвокаты также сослались на нормы монастырского права, предусматривавшие монашеский обет нестяжания, что исключало правомерность приобретения Игуменом имущества в личную собственность, в силу чего договор с дилером являлся притворным и был заключен от имени и в интересах Монастыря.
Несмотря на установленные факты приобретения трактора исключительно для нужд Монастыря и невозможности его использования в личных целях, Заводский районный суд г. Кемерово отказал в удовлетворении требований в полном объёме.
По итогам рассмотрения апелляционной жалобы Монастыря, подготовленной адвокатами Коллегии, апелляционная инстанция Кемеровского областного суда отменила решение суда первой инстанции и вынесла новый судебный акт о признании недействительной сделкой договора купли-продажи трактора ответчику – физическому лицу и признании на него права собственности Монастыря.
Управляющий партнер офиса Коллегии адвокатов «Регионсервис» в г. Кемерово, адвокат Андрей Переладов:
«Данный спор изначально был неординарным поскольку в нем смешалось все: и монастырское право, и признаки притворной и мнимой сделки, договор пожертвования. Это только одна из сделок которая нами обжалуется в рамках нашего pro bono проекта защиты интересов Монастыря по уголовному делу о хищении его имущества на десятки миллионов рублей. Мы представляем интересы Монастыря и по уголовному и по гражданским делам, наша цель вернуть имущество и религиозные святыня Монастырю, и мы последовательно добиваемся желаемого результата. Мы считаем, что суд апелляционной инстанции принял абсолютно правовое и справедливое решение, разобравшись в крайне сложном правовом сюжете».